Уважаемые коллеги!
Хотелось бы узнать Ваше мнение об электронных учебниках!!Согласны ли вы с мнением главного редактора издательства "Просвещение" Виктором Дроновым?
Главный
редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов об электронных
учебниках, цифровом контенте и тенденциях в мировом и отечественном
образовании.
Сегодня в российском образовании нет единства в понимании того, что
такое электронный учебник. Некоторые считают, что это просто электронная
версия обычного бумажного учебника: страницы в pdf-формате, которые
можно перелистывать на экране. Думаю, если электронные учебники понимать
именно так, то большого смысла в переходе на них нет.
Электронный учебник в современном понимании должен давать гораздо
больше возможностей, нежели традиционный бумажный. Это не просто чтение с
электронного устройства, это анимации и модели, выход в Интернет для
поиска дополнительной информации, компоненты самопроверки и тестирования
для оперативной оценки учеником сформированности тех или иных
компетенций. Это принципиально иное издание с более широким
функционалом, основанном на возможностях современных
информационно-коммуникационных технологий.
Электронный учебник с новыми функциями, новым содержанием будет
дороже обычного бумажного учебника просто потому, что производство
многих видов цифровых ресурсов само по себе дорого. Сравните, например,
3D-анимацию и напечатанный на бумаге текст. «Электронный учебник дешевле
бумажного» – это опасная иллюзия, порождающая неоправданные ожидания
потребителей. Необходимо понимать, что за б
ольшие деньги человек получает принципиально другой продукт с принципиально новыми возможностями.
Фактически электронный учебник должен включать элементы всего того,
что мы называем шлейфом. Поэтому сегодня, с моей точки зрения,
правильнее говорить не о переходе на электронные учебники, а о более
широком использовании электронного контента. С этим связаны и
современные мировые тенденции, ориентированные на большое количество
ресурсов, размещенных в Интернете. Если говорить о современном состоянии
образования, то самый эффективный путь – это система смешанного
обучения (blended learnig), когда в очень тесной взаимосвязи
одновременно используется контент бумажного и электронного формата.
Подобный переходный этап делает изменения более плавными и понятными для
учителя и ученика, что обеспечивает оптимальный результат.
Конкретные сроки окончательного перехода от бумаги к цифре назвать
достаточно трудно. Проблема здесь не только в готовности учебных
издательств или производителей технических средств. Существует целый
комплекс сложных вопросов, решить которые государство пока не готово:
закупка электронного контента, оплата его разработки, соблюдение
авторских прав, цифровое пиратство как бич нашего времени и так далее.
Тем не менее электронный контент в разнообразных формах уже
используется в российских школах. Ситуация в регионах разная, и есть
довольно продвинутые в этом отношении субъекты Российской Федерации с
очень высокой степенью информатизации, например Республика Татарстан.
Материально-техническое обеспечение меняется у нас на глазах, и я не
думаю, что этот процесс когда-нибудь остановится. Еще недавно мы делали
основную ставку на компьютеры, потом говорили о нетбуках, теперь говорим
о планшетниках. Что появится завтра, сказать сложно.
Материально-техническая оснащенность школ всегда будет немного отставать
от научно-технической мысли. К счастью, многие наши соотечественники
уже имеют разнообразный арсенал технических устройств. Думаю,
выстраивать стратегию использования цифрового контента надо с прицелом
на то, что люди могут пользоваться им не только в школе, но и дома, в
поездках с помощью личных технических средств.
В целом готовность к переходу школ на цифровой контент очень высокая,
особенно у молодёжи и людей среднего возраста. Все мы уже живём в
цифровом обществе. Ограничений технологического или пользовательского
характера, которые препятствовали бы переходу школ на цифровой контент,
на мой взгляд, практически нет. Но правовые, финансово-экономические,
санитарно-гигиенические аспекты во многом остаются неопределенными, и
это является реальным ограничением такого перехода.
Открытым остается вопрос безопасности использования современных
технических средств: не только электронных учебников, но и компьютеров,
мобильных телефонов, планшетов. К сожалению, соответствующие курирующие
медицинские службы не очень быстро отвечают на подобные запросы. Новые,
не проверенные и не апробированные устройства уже широко вошли в жизнь и
наших детей, и наших школы. Но эта ситуация актуальна не только для
нас, она актуальна для всего мира. Никто не будет ждать ответа на
вопрос: «Безопасно это для здоровья или может иметь какие-то негативные
последствия?» Я думаю, исследования необходимо продолжать, при этом
принимая во внимание, что каждое следующее поколение технических средств
по своим параметрам всё более безопасно. Мы прекрасно помним старые
мониторы и видим, что происходит сейчас. Между «вчера» и «сегодня» в
этом смысле дистанция огромного размера.
Еще одна важная проблема – компетентность учителей в сфере применения
технических средств и электронного контента. Здесь учителя зачастую
отстают от учеников, что вполне закономерно: современные дети выросли в
новой цифровой среде, и для них она интуитивно понятна. Как показывает
зарубежная практика, есть очень позитивный опыт взаимодействия учителей и
учеников, когда ученики обучают учителей работе с современными
программами и устройствами. Поэтому при правильной постановке дела в
школе и снятии психологических барьеров, прежде всего учительских, эта
проблема перестанет быть острой.
Меняется роль школьных библиотек. Лет 10–15 назад можно было зайти в
любую библиотеку крупного американского университета и застыть в
недоумении: «А где же книжные полки?» Уже тогда их практически не было,
везде стояли компьютеры, которые позволяли войти в крупную библиотеку
США или даже других стран, получить необходимую информацию и скачать её
на соответствующее устройство для чтения. Подобные изменения теперь
приобретают глобальные масштабы.
Школьная библиотека трансформируется по своей сути. Она призвана
стать информационным центром, где ученик сможет получить доступ к
ресурсам, которые его интересуют, в том числе к библиотечным ресурсам
других стран. Возможно, книжные раритеты сохранятся, но более удобно
использование в образовательных целях цифрового контента.
Мировой и отечественный рынки учебно-методической литературы
трансформируются в сторону электронного продукта. Как показывает
международный опыт, на рынке учебно-методической литературы появляется
очень большой сегмент, предоставляющий отдельные виды ресурсов:
конкретные анимации, разработки по узким вопросам, любые ресурсы,
позволяющие человеку восполнить пробелы в знаниях по конкретной теме.
Теперь это не столько рынок учебно-методической литературы, сколько
рынок образовательного контента и образовательных сервисов, очень сложно
структурированных: главы, параграфы, разделы, тренажеры, тесты и так
далее.
Издательство «Просвещение» уже давно в большом количестве производит
цифровой контент. Несколько лет назад мы начали создавать электронные
приложения, которые по своей структуре фактически являются прототипами
электронных учебников. Там в электронном формате представлены страницы
учебника, есть тренажеры, карты, хрестоматии, анимация.
Мы стараемся идти в ногу со временем, внимательно смотрим на мировые
тенденции. Наши планы связаны с созданием специализированной
издательской платформы, которая позволит, с одной стороны, производить и
накапливать, а с другой – предлагать потребителю самые разнообразные
формы цифрового контента.
Я считаю,что электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения не заменит слово автора, так и электронный учебник имеет другое учебное назначение. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника , а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.
ОтветитьУдалитьИменно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция немного другая.Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.
Я думаю, что как дополнение электронный учебник принес бы пользу при изучении предметов программы.
ОтветитьУдалить