понедельник, 30 сентября 2013 г.

Предварительное задание по литературе

Ребята, публикую предварительное задание перед чтением "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.


Предварительное задание к уроку-семинару
1 ."Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - жанр литературного путешествия.
Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:
а) Фольклора.
б) Древнерусской литературы.
в) Новой русской литературы.
Для подготовки к уроку учащиеся получают вопросы к семинару и опорный конспект, прорабатывая который, они ответят на свой вопрос, проанализируют данное произведение в специфике используемого автором жанра. Ученики могут работать в малых или в больших группах, разделив задание на подзадания и подготовив слайдовую презентацию ответа.
Опорный конспект-схема "Жанровое своеобразие "Путешествия:"
http://festival.1september.ru/articles/614818/img1.gif
В основе любого литературного "путешествия" лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр "путешествия" позволял объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Необходимо отметить, что "погружение" в "Путешествие:" Радищева, в контекст очерковой литературы конца XVIII века, посвященной "эпохе жизни России и рассуждающей о праве народном и соблюдении законов", расширит представление учеников о характере литературного процесса, поможет увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне - идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.
1.      Как вы понимаете смысл эпиграфа? Что, на ваш взгляд, Радищев называет "чудищем облым"?
2.      Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в "Путешествии:"?
3.      Докажите, что "Путешествие:" написано в стиле художественной публицистики.
Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. "Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей".
. А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу - товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева - полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша "Путешествие добродетели", переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства.
Масоны возлагали надежды на нравственное самоусовершенствование человека и восхождение его по ступеням добродетели к идеальному обществу социального равенства и справедливости. В предисловии к "Путешествию добродетели" Кутузов писал: "Возможно ли предпринять путешествие, во время бы которого не увидеть вещей, некогда уже виденных"? Книга Радищева развеивала иллюзии друга: в "Путешествии из Петербурга в Москву" перд читателем вставала новая Россия, которую не видел или не хотел замечать Кутузов, страна, где было узаконено рабство, где главный кормилец нации - крестьянин был задавлен непосильным трудом и бесправным положением в обществе, страна, в недрах которой зрел народный протест.
 В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины создания и публикации книги. Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: "Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь". Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Писатель ставил перед собой цель - разбудить дремлющие силы "сочувственников", сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов "жестокосердным".
В "Путешествии:" А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём "найденной рукописи", описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие - факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики "верхов".
 "Путешествие из Петербурга в Москву", что характерно для поэтики путевых записок, - огромный и пёстрый мир, многоликий и многоголосый, познавая который, герой Радищева обретает истинное знание жизни. Ощущение сложности, мозаичности картины мира усиливает включение в книгу различных жанров фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно-публицистической прозы. При этом "Путешествие:" Радищева не хаотическое нагромождение разнородных жанровых образований, а стройная художественная система, где каждый элемент занимает строго отведенное для него место и выражает определенную мысль автора, участвуя в развитии авторской концепции мира и человека. Наглядно представить жанровое своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" поможет опорный конспект-схема "Жанровое своеобразие "Путешествия:".
Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:
а) фольклора;
б) древнерусской литературы;
в) новой русской литературы.
- В "Путешествии из Петербурга в Москву", книге об исторических судьбах русского народа, закономерно обращение писателя к фольклору:
- Традиционные жанры русской средневековой литературы под пером Радищева также обретали новую жизнь:
- Широко в "Путешествие:" А.Н. Радищева входят и жанры новой русской литературы, роднящие её с западноевропейской:
- Радищев включил в "Путешествие:" ряд научно-публицистических форм и жанров


«Любани»
-Ваши впечатления от одной из первых станций?
-С помощью каких слов автор показывает  осуждение рабовладельцев?
-Почему эти картины так емки и зримы? Что же происходит?
 « Спасская Полесть»
-Радищев показывает, что чиновники и помещики безнаказанно нарушают законы. Почему это происходит?
- Как называет автор  существующий строй правления??
-С помощью какого художественно- изобразительного средства автор  показывает  « стозевность чудища»? Почему он это вводит?

Комментариев нет:

Отправить комментарий